Кто этот мальчик? Вы его ТОЧНО знаете!

Спустя двенадцать лет после завершения изнурительной для Советского Союза Второй мировой войны, оказавшей драматическое влияние на демографию и экономику, СССР сумел отправить на орбиту первый искусственный спутник Земли. А потом еще 10 лет держал первенство в освоении космоса. За фасадом космических побед стоял тяжелый труд группы инженеров во главе с засекреченным Главным конструктором (именно так, с большой буквы, но без имени).

1. Гений из Житомира

Кто этот мальчик? Вы его точно знаете!

Королевы приехали в Житомир в 1906 году, куда направили на работу главу семьи. Павел Яковлевич, учитель по образованию, преподавал в Первой мужской гимназии русскую словесность и логику. Жизнь семьи не сложилась, потому что Мария Николаевна, которую выдали замуж против собственной воли, так и не полюбила своего мужа. Не спасло брак и рождение первенца. Когда маленькому Сереже было три года, его родители развелись, и мальчика отправили в Нежин — к бабушке по материнской линии.

2. Важное событие 

В семье много читали, обсуждали политические события и играли на музыкальных инструментах. В пять лет мальчик выучил алфавит и научился писать. Друзей-сверстников у него не было. Выпускать его за пределы поместья боялись, поскольку родной отец угрожал его забрать. В Нежине Сережа увидел первый полет самолета, пилотируемого летчиком Уточкиным, и восторженно сказал бабушке: «Летать могут не только птицы».

Это событие круто изменило его жизнь и жизнь всего мира!

3. Свой первый планер построил в 17 лет

Еще в школьные годы в Одессе, куда на работу был направлен отчим Королева, будущий конструктор начал проектировать планеры и самолеты. Учась в стройпрофшколе, он параллельно стал членом только что организованного Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Там он окончил курсы по теории и практике проектирования летательных аппаратов.

В июле 1924 года президиум одесского отделения Общества утвердил чертеж планера, разработанного семнадцатилетним Королевым. Проект безмоторного самолета К-5 был признан достойным воплощения и направлен в Центральную спортивную секцию в Харькове, в то время столицу Украины.

Обучение в Киевском политехническом институте, а затем на аэромеханическом факультете МВТУ им. М. Баумана по специальности «самолетостроение», Сергей Королев совмещал с работой на предприятиях авиационной промышленности. Из техника он вырос до инженера-конструктора.

Тем временем Королев практически убедился, что винтовая авиация исчерпала себя. В 1931 году он присоединился к вновь созданной группе изучения реактивного движения. В июле 1932 года (в 25-летнем возрасте) его назначили начальником группы на общественных началах.

В 1933 году в Москве был сформирован Реактивный научно-исследовательский институт, Королева назначили заместителем его начальника, а в 1937-м он возглавил группу ракетных аппаратов.

4. Он не любил золото

27 июня 1938 года Королева поглотила сталинская репрессивная машина. Он был арестован по статье «Подрыв государственной промышленности». Приговор: десять лет исправительно-трудовых лагерей с лишением прав на пять лет и конфискацией имущества. Место наказания — Колыма.

Так Сергей Королев оказался на руднике Мальдяк, где добывал золото. Там легендарный конструктор столкнулся с издевательствами преступников и охранников, испытал каторжный труд, заболел цингой и только чудом остался жив.

Дочь Королева вспоминала, что до последних дней жизни ее отец ненавидел золото. Ему приходилось по восемь, а иногда и больше часов в сутки возить с карьера золотоносный песок. «Песок, песок, песок… ради горстки золотых щепоток… Стоит ли золото такого тяжелого и изнурительного труда?! Лучше бы лежало веками в земле…» — цитирует Королева один из его биографов Александр Романов.

5. Опоздал на корабль и остался жив

За колымского заключенного ходатайствовали многие знаменитые люди. Неизвестно, дошли ли до Сталина письма выдающихся лётчиков Михаила Громова и Валентины Гризодубовой, но в 1939 году Берия получил от Сталина указание пересмотреть дела оборонных специалистов.

В ноябре 1939-го Королеву сообщили, что он уезжает в Москву.

До Магадана под конвоем он добирался несколько суток. Задержка с оформлением документов привела к тому, что Сергей Королев опоздал на последний в том году пароход во Владивосток. Позже он это воспринял как знак судьбы.

Пароход «Индигирка» 12 декабря во время шторма затонул у берегов японского острова Хоккайдо. Все заключенные, закрытые в трюмах, погибли.

6. «Враг народа» и Главный конструктор одновременно

С сентября 1940 года Королев отбывал срок в ЦКБ-29, которым руководил «зек» Туполев. В годы войны в том же ранге узников они вместе с Туполевым разработали «Ту-2». Позже будущий Главный конструктор работал в подобной «шарашке» (так называли секретные научно-исследовательские или проектные институты, где под контролем органов госбезопасности творили ученые и инженеры, обычно «враги народа»), где разрабатывали реактивные двигатели. В 1944 году его освободили из тюрьмы, а в сентябре 1945-го отправили в Германию в составе комиссии по изучению немецкой трофейной техники, прежде всего ракетной.

В 1946 году Королева назначили Главным конструктором баллистических ракет и начальником отдела НИИ-88. Под его руководством последовательно создавались первые в Советском Союзе баллистические ракеты (которые при полете практически не использовали аэродинамику).

С августа 1956 года Сергей Королев — руководитель и главный конструктор крупнейшего в государстве ракетного центра ОКБ-1, он контролировал деятельность многих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Все это время он все еще формально был «врагом народа». Реабилитировали его только 18 апреля 1957-го, за полгода до запуска им первого в мире искусственного спутника Земли.

7. Мог быть дважды нобелевским лауреатом

Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года открыл новую эру в истории человечества — эру практического освоения космоса. Кроме научного, спутник имел важное политическое значение. Его полет увидел весь мир. Излучаемый им сигнал ловили радиолюбители по всему земному шару.

Из-за секретности Королев не получил высшую научную награду планеты. Когда комитет по присуждению Нобелевских премий обратился к советскому руководству с просьбой назвать имя конструктора первого искусственного спутника Земли, глава государства Никита Хрущев ответил, что разработчиком новой техники в СССР является весь народ, а не один человек.

История с Нобелевской премией повторилась и после запуска в космос первого человека — Юрия Гагарина.

8. Десять королёвских «впервые в истории человечества»

За менее чем 10 лет освоения космического пространства Сергей Королев осуществил столько достижений, что его рекорд до сих пор не побит.

1957 — запущен первый в истории искусственный спутник Земли.

1959 — космический аппарат «Луна-2» впервые достиг спутника Земли и оставил на его поверхности вымпелы.

1959 — «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону нашего естественного спутника.

1961 — первый человек (летчик-космонавт Юрий Гагарин) совершил успешный полет в космос на корабле «Восток».

1962 — «Марс-1» — первый в истории космический аппарат, выведенный на траекторию полета к Красной планете.

1962 — первый групповой полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4». Два космонавта впервые сближались, маневрировали и коммуницировали в космосе.

1963 — космический полет первой женщины (Валентины Терешковой).

Валентина Терешкова и Сергей Королев

1964 — выведен на орбиту первый многоместный корабль серии «Восход» с тремя космонавтами на борту.

1965 — космонавт Алексей Леонов впервые в истории выходит из корабля «Восход-2» в открытое космическое пространство.

1965 — «Венера-2» впервые совершила перелет на другую планету Солнечной системы.

9. Его «Союзы» до сих пор летают

В 1962 году под руководством Королева началась разработка космического корабля «Союз» для лунной программы. Позже трехместный корабль стал главной «рабочей лошадкой» Советского Союза, а затем и России, для доставки космонавтов и грузов в космос.

Более того, после завершения полетов американских многоразовых кораблей Space Shuttle в 2011 году «Союзы» Королева (конечно, уже хорошо модернизированные) стали единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию. Такая ситуация продолжалась до 2020 года.

10. Лунная программа Королева

Многие эксперты склоняются к мнению, что если бы Королев не умер, Советский Союз мог опередить США и в «лунной гонке». Для доставки экипажа на Луну нужна была более мощная ракета, чем имеющаяся в то время «королёвская семерка». Аналогом американского сверхмощного носителя Saturn V была Н-1. К сожалению, Королев успел ее только спроектировать, испытания начались уже после его смерти. Были предприняты четыре попытки отправить ее в космос, но все они завершились аварией.

Космический корабль для полета космонавтов на Луну «Л-3» также разрабатывался под руководством Королева. Как и американский Apollo, он состоял из двух частей: орбитального корабля и посадочного модуля.

11. Две копейки на удачу

Друзья Сергея Королева вспоминали, что, как и все ракетчики, он был суеверным: не любил старты в понедельник, а еще имел авиаторскую привычку носить с собой две однокопеечные монеты на удачу.

В январе 1966 года Главный конструктор лег на относительно несложную операцию по удалению полипов на кишечнике, но во время операционного вмешательства возникли осложнения, и сердце Королева не выдержало. Он скончался в возрасте 59 лет.

Вторая жена конструктора Нина Ивановна вспоминала, что когда вернулась домой из больницы, заметила, что все карманы пиджаков были вывернуты — муж искал свои талисманы.

Кто этот мальчик? Вы его ТОЧНО знаете!
Только 5% людей справляются с этим тестом на внимание и память
Только 5% людей справляются с этим тестом на внимание и память