Мария Монтессори была итальянским врачом и педагогом, которая обнаружила и усовершенствовала метод детского воспитания, который подчеркивает развитие независимости и сокращение вмешательства взрослых.
Она сформулировала набор принципов для родителей, которые считаются основами воспитания самостоятельной личности.
Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году, и хотя первоначально планировала стать инженером, отказалась от этой профессии, чтобы стать врачом. Монтессори стала первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц ученой степени доктора наук.
В центре педагогической системы Монтессори стоит сам ребенок с его неповторимыми внутренними врожденными свойствами, уникальными способностями, потребностями, тенденциями, особенностями физического, физиологического и психического развития.
Дидактическую систему М. Монтессори отличает прежде всего высокий гуманизм, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку — жизнь есть существование свободной активной личности.
Смысл метода Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача воспитателя — помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать свою индивидуальность и пойти своим уникальным путем.
Мы выбрали для вас 19 советов Марии Монтессори, которые, возможно, помогут вам перейти на другой уровень в воспитании детей, даже если вы занимаетесь воспитанием один раз в неделю.
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится доверять.
8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке — в итоге плохому не будет оставаться места.
15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
В 1988 году ЮНЕСКО признала Марию Монтессори одним из четырёх преподавателей, определивших способ педагогического мышления в XX веке.